Авторский обзор настольной игры Марш Муравьёв от магазина Игромастер
  • Публикация
  • Товары1
Обзор настольной игры Марш Муравьёв
Обзор настольной игры Марш Муравьёв
Обзоры

Обзор и описание Настольной игры Марш Муравьёв

Вступление

В 2017 году на фестивале настольных игр «ИГРОКОН» в Москве, я опробовал много игр, но очень понравились только две. Одна из этих игр «Марш Муравьев» от авторов Райан Свишер и Тим Айснер. На стенде издательства «Лига Партизан» руководитель проекта по локализации игры Илья Степанов с большим энтузиазмом представлял игру. Не смотря на то, что это был уже второй день, и я был довольно уставший, Илье удалось привлечь мое внимание, и я сел поиграть в неё. К слову сказать, я давно искал  стратегическую игру про развитие цивилизации, но чтобы длительность ее не превышала одного часа. И я был уверен, что такую игру невозможно найти. Но мое мнение изменилось после знакомства с «Маршем Муравьев». Это конечно не полноценная цивилизация, но… Расскажу, чем меня зацепила игра после первой партии. В игре есть развитие планшета, есть развивающееся поле-муравейник, есть фаза производства и потребления, есть военный конфликт, можно разыгрывать карты целей, время партии около 1 часа, несколько режимов игры (обычный, продвинутый, кооперативный и соло режим), во время хода других игроков вы выполняете пассивные действия и поэтому нет провисаний в игре. И как раз, к моему дню рождения эта игра появилась на полках магазина, а после и в моей домашней коллекции.

Состав игры

В обычном режиме игры от 2 до 5 человек берут под свое управление колонию муравьев. А дальше, развивая муравейник, вступая в конфликты, эволюционируя своих муравьев и выполняя определенные цели, стараются привести свою колонию к победе. Но обо всем по порядку.

Неотъемлемую часть игры составляет колода карт из трех типов карт: карты «эволюция», карты «событие» и карты «цели колонии». Карты эволюции позволяют эволюционировать муравьев, давая им улучшенные свойства. Карты целей колонии, разыгрывая которые игрок ставит перед собой задачу, при выполнении которой игрок получает победные очки (далее ПО) в конце раунда. Карты событий дают определенный эффект сразу же при их розыгрыше. Так же любую карту можно разыграть для увеличения силы атаки или защиты.


В игре пять двухсторонних планшетов. Планшет является гнездом колонии муравьев. На одной стороне всех пяти планшетов изображено гнездо обычного муравья, для игры в обычном режиме. На планшете имеется информационная часть и игровая часть. В информационной части расписаны все фазы игры и возможные действия, выполняемые в каждой фазе. В игровой части находится камера для личинок, хранилище еды, три ячейки под карты эволюции, ячейки для карт целей и зона отдыха. Для того чтобы произвести эволюцию муравьев, игроки в процессе игры разыгрывают карты эволюции. Карты эволюции бывают трех типов: эволюция головы, эволюция груди и эволюция брюшка. В зависимости от типа, разыгранная карта кладется на соответствующую ячейку планшета. Каждая разыгранная карта эволюции груди добавляет плюс одну силу к атаке или защите. Каждая разыгранная карта груди добавляет плюс один шаг во время марша (базовый уровень 5 шагов). И каждая разыгранная карта эволюции брюшка позволяет прокормить одной едой на одного муравья больше во время кормления (базовый уровень одной едой можно накормить четырех муравьев). Дополнительно каждая карта эволюции имеет уникальное свойство, которое приобретают эволюционировавшие муравьи. Зона отдыха находится в нижнем левом углу. В зону отдыха кладутся ресурсы из резерва каждый раз когда игрок пропускает ход.


На обратной стороне четырех планшетов изображены гнезда особенных муравьев, все четыре гнезда имеют отличительные ассиметричные свойства для продвинутого режима игры. У каждой колонии есть уникальная способность и недостаток, поэтому привести свою колонию к победе в продвинутом режиме довольно нелегко. Т.к планшетов с особенными муравьями только четыре, то в продвинутом режиме в игре могут принять участие только четыре игрока. Либо пятому игроку использовать обычную сторону.


А на обратной стороне одного из пяти планшетов изображено гнездо многоножки. Этот планшет используется для игры в соло и кооперативном режимах, для выполнения действий многоножки с которой предстоит бороться муравьям.


Роль яиц, личинок и муравьев в игре выполняют фишки-кубики (далее фишки). Когда фишки лежат в запасе рядом с гнездом — это яйца. Затем становясь личинками, размещаются в камере личинок на планшете-гнезде. Размещаясь на поле-муравейнике, они становятся муравьями. Если в процессе игры муравьи погибают из-за нехватки еды или в ходе сражения, то они убираются из муравейника в запас игрока, становясь снова яйцами. Вот такой вот жизненный цикл фишек.

Муравейник в начале игры представлен гексом «Великого туннеля». На нем же ведется отсчет раундов. В процессе игры игроки выполняя действие «разведка», добавляют гексы к муравейнику и заселяют их своими муравьями. Таким образом, в процессе игры идет строительство муравейника.


Поле-муравейник в процессе игры

Поговорим немного о структуре гекса муравейника. Каждый гекс имеет номер и название. Название на игровой процесс не оказывает никакого влияния. Номер нужен для определения очередности сражений, а также для передвижения многоножек в соло и кооперативном режиме. По краю гекса идет черная рамка. Та грань гекса, которая имеет сплошную черную полосу считается «глухой» и через нее муравьи не могут передвигаться на соседний гекс. Передвигаться с одного гекса муравейника на другой можно через те грани, на которых есть белые проходы. На гексе «Великого туннеля» тоже есть «глухие» грани, а есть с проходами. На каждом гексе есть «точки урожая», которые обозначается вот таким значком . Внутри значок указывается ресурс. Точка урожая занятая муравьем, может приносить владельцу муравья следующие ресурсы:  еда,   личинка,  две личинки,  карта,  ПО. Заселяя гекс муравьями, игроки располагают своих муравьев на свободных «точках урожая». На каждом гексе есть одна контрольная «точка урожая», которая обозначается значком . Игрок который ее занимает, считается контролирующим этот гекс. Он побеждает в случае ничьей в боях, и получает один ПО к конце раунда, если контролируемый им гекс, примыкает к «Великому туннелю». Если все точки урожая на гексе муравейника заняты, новые муравьи могут располагаться на этом гексе, но они уже не будут приносить своему владельцу ресурсы. 

На гексах могут быть значки червоточин , такие гексы не зависимо от их расположения считаются соединенными и муравьи могут свободно между ними перемещаться. Еще на некоторых гексах встречаются значки многоножки Если такой гекс вскрывается в результате «разведки», то на него выкладывается жетон многоножки и в «фазе солдат», муравьи колоний находящиеся на этом гексе сражаются с многоножкой. Также некоторые карты событий позволяют добавлять жетоны многоножек в муравейник, таким образом можно насолить соперникам не участвуя самому в сражениях. «Великий туннель» является особым стартовым гексом в игре, на нем никогда не происходят сражения.

Ход игры

В начале игры каждый игрок берет себе планшет, фишки и круглый маркер (далее маркер игрока) одного из пяти цветов. Пять фишек игроки размещают в камере личинок своих планшетов-гнезд, это стартовый запас личинок, также кладутся две еды в хранилище. Личинки используются для дальнейшего размещения в муравейнике уже в качестве муравьев, а также для оплаты розыгрыша карт. Еда в начале раунда используется для выполнения «разведки», «марша» и «добычи» карт, а ближе к концу раунда для кормления муравьев. Также каждый игрок получает две карты, остальные складываются стопкой рубашкой вверх.


В центр стола выкладывается гекс «Великого туннеля», на него на нулевое или первое деление (в зависимости от желаемой длительности игры) счетчика раундов выкладывается листик-счетчик (далее счетчик). Каждый игрок размещает по одной фишке из запаса на гекс «Великого туннеля». Неподалеку кладется счетчик ПО, на нулевое деление которого, игроки выкладывают свои маркеры. Гексы муравейника перемешиваются и выкладываются стопкой в зоне доступности всех игроков. Первому игроку выдается жетон активного игрока, который кладется лицевой стороной вверх.

Игра длится от трех до пяти раундов, игроки сами выбирают длительность игры. Каждый раунд делится на фазы: фаза рабочих, фаза солдат, фаза королевы и фаза сна. 

В фазу рабочих игроки выполняют ходы по очереди, начиная с первого игрока и далее по часовой стрелке, передавая при этом маркер активного игрока. На каждое действие активного игрока остальные игроки имеют право выполнить соответствующее действие реакции.

В свой ход игрок может выполнить одно из возможных действий. Можно выполнить действие «разведка» заплатив одну еду. «Разведка» позволяет взять один новый гекс и присоединить его к муравейнику, но только к гексу на котором уже есть его муравьи. В качестве действия реакции остальные игроки могут переместить одну личинку из своей камеры личинок, на любой занимаемый ими гекс муравейника. За действие реакции платить не надо.

Можно выполнить действие «марш» заплатив одну еду. Во время «марша» можно переместить ваших личинок в муравейник на тот гекс, где уже есть ваши муравьи, и/или ваших муравьев из одного гекса в другой. В качестве действия реакции остальные игроки могут переместить одного муравья на один шаг.

Можно выполнить действие «добыча» заплатив одну еду. Во время «добычи» игрок берет из колоды две карты на руку. В качестве действия реакции остальные игроки могут получить одну личинку, переместив фишку из запаса яиц в камеру личинок на своем планшете.

Можно выполнить действие «разыграть карту» оплатив ее стоимость муравьями и/или личинками. Карты событий производят событие символизирующее действие муравьев или природной силы и после применения ее эффекта кладутся в стопку сброса. Карта эволюции кладется на соответствующую ячейку планшета игрока. Карта цели колонии кладется справой стороны планшета и определяет задачи игрока для получения дополнительных ПО. В качестве действия реакции остальные игроки могут сбросить одну карту с руки и взять новую карту.

Когда игрок не может или не хочет выполнять действия, описанные выше, он выполняет действие «отдых». Когда игрок отдыхает первый раз, он помещает личинку в зону отдыха своего планшета. После того, как игрок выбрал действие «отдых», в текущем раунде в свою очередь он должен каждый раз отдыхать. Каждый последующий раз после первого «отдыха» игрок кладет один жетон еды в свою зону отдыха. Как только второй игрок выбирает действие «отдых», фаза рабочих заканчивается и начинается фаза солдат.

В фазу солдат происходят сражения на спорных гексах муравейника. Спорным гексом считается гекс, на котором находятся муравьи двух и более игроков при условии, что муравьев больше чем точек урожая. Также спорным считается гекс с жетоном многоножки при наличии на нем муравьев. Если на одном из гексов намечается сражение с многоножкой и с муравьями, то сначала происходит сражение с многоножкой. Если после сражения с многоножкой гекс по прежнему остается спорным, то происходит сражение между муравьями присутствующих на гексе колоний. Мне очень нравиться как происходит сражение в этой игре. Боевая миощь каждого игрока определяется количеством муравьев на спорном гексе и количеством разыгранных карт эволюции головы. Дальше игроки могут увеличить свою боевую мощь сбросив карту с руки. Цифра в значке  под названием карты прибавляется к количеству муравьев и карт эволюции головы. У кого итоговая боевая мощь больше тот и победил. Проигравший в сражении теряет количество муравьев на спорном гексе равное начальной боевой мощи победителя (количество муравьев победителя плюс количество разыгранных карт эволюции головы). Победивший игрок теряет количество муравьев на спорном гексе равное половине начальной боевой  мощи проигравшего игрока округляя в меньшую стоимость. При ничьей побеждает защитник. При сражениях с многоножкой для определения ее боевой мощи сбрасывается две карты с колоды и сумма цифр в значке  под названием карты будет равна ее боевой мощи.

После того, как на всех спорных гексах произойдут сражения, фаза солдат заканчивается и начинается фаза королевы. Вначале фазы королевы происходит сбор урожая. Все игроки получают ресурсы с точек урожая, которые занимаю их муравьи. Игроки могут получить личинки, еду, карты и ПО. После сбора урожая все игроки должны накормить своих муравьев. Одной едой можно накормить не более четырех муравьев. Но каждая разыгранная карта эволюции брюшка, позволяет накормить одной едой на одного муравья больше. Когда еда закончилась, за каждого голодного муравья игроки должны убрать по одной личинке из камеры личинок в запас яиц (считается что, каждый голодный муравей съедает личинку). Если личинки закончились, все оставшиеся голодные муравьи уничтожаются, и их фишки убираются в запас яиц. После кормления игроки получают «королевский дар». В качестве «королевского дара», каждый игрок может взять либо две еды, либо пять личинок. В последнем раунде игроки не получают «королевский дар».

После фазы королевы наступает фаза сна. В фазу сна игроки получают ПО, за каждый контролируемый гекс примыкающий к гексу «Великого туннеля». Для получения ПО достаточно примыкания к «Великому туннелю», соединение проходом не обязательно. Также каждый игрок получает ПО за выполнение условий на своих разыгранных картах целей. В конце фазы сна перемещается счетчик раундов на следующее деление и начинается фаза рабочих следующего раунда. 

В конце фазы сна последнего раунда игроки получают по три ПО за наибольшее количество личинок, наибольшее количество еды и наибольшее количество карт на руке. Если по каким-либо из перечисленных выше показателей возникает ничья у нескольких игроков, то каждый из них получает по одному ПО. Победителем игры считается тот игрок, у которого в конце игры больше всех очков Колонии. В случае ничьей у нескольких игроков, побеждает тот игрок, у кого больше муравьев в муравейнике. 

Немного отличается процесс игры для двух игроков. Подробно эти отличия описаны в правилах.

Если вы довольно хорошо освоились с игрой в обычном режиме, то можно проверить силы в продвинутом режиме с ассиметричными свойствами муравьев. Данный режим рекомендован для игры втроем и вчетвером. Для данного режима используется обратная сторона планшетов. Для игры в этом режиме доступны: бешеный муравей, муравей-кочевник, муравей-мутант, муравей-мародер. У каждого из муравьев появляется одно индивидуальное дополнительно действие, которое он может выполнить в фазу рабочих. Также появляются и индивидуальные недостатки в виде ограничений на базовые действия. Тактика игры становится отличительная от игры в обычном режиме. Это позволит привнести новые эмоции и разнообразит игру.

В соло режиме игрок борется с многоножками. Многоножки осуствляют действия на основе своей колоды карт. Карты сортируются в две колоды: колода игрока и колода многоножки. Сортировка производится по наличию символа многоножки  на карте. Все карты с таким значком откладываются в колоду многоножки, остальные в колоду игрока. Игрок берет себе планшет, используя сторону планшета для обычного режима игры. В этом случае используется обратная сторона «Великого туннеля». Игра длится только четыре раунда. Для многоножки используется обратная сторона планшета, на которой изображено гнездо многоножки. Для подсчета ПО многоножки на треке ПО можно использовать жетон еды. Первым ход выполняет игрок, он может выполнить все действия, которые выполняются в обычном многопользовательском режиме, единственное, что после выполнения марша он может сразу же начать сражение если переместился на гекс с многоножкой. После каждого действия игрока, многоножка выполняет свой ход. Для определения действия многоножки вскрывается верхняя карта из колоды многоножки. Многоножка выполняет действие в зависимости от типа вскрытой карты. Если вскрывается карта «событие», то многоножка осуществляет наступление и перемещается по муравейнику. Если из колоды многоножки вскрывается карта «эволюции», то в муравейник добавляется еще одна многоножка. Если из колоды многоножки вскрывается карта «цель колонии», то на каждом занятом муравьями гексе со значком многоножки, происходит сражение с многоножкой. В фазу рабочих после того, как игрок выбрал отдых, многоножка выполняет еще одно действие, после чего фаза рабочих заканчивается. Многоножка получает ПО в следующих случаях: по одному ПО за каждую победу в сражении, по одному ПО при попадании многоножки в «Великий туннель» и в фазу сна по одному ПО за каждую многоножку в муравейнике. И если в муравейнике не остается муравьев, многоножка побеждает автоматически. В конце игры игрок не получает бонус за большинство еду, личинок и карт. В остальном игра проходит по обычным правилам. Игрок побеждает, если к концу игры наберет ПО больше чем у многоножки. Можно для первого раза облегчить игру и начать не с тремя личинками в камере личинок, а с шестью. Если вам покажется сильно просто бороться с многоножками, можно усложнить игру, начав ее с двумя картами в руке вместо четырех.

Кооперативный режим игры проходит точно так же как и соло. Только игроки совместными усилиями противостоят многоножкам. Многоножка выполняет ход после хода каждого игрока. После того как второй игрок выбирает отдых, многоножка выполняет свой последний ход и фаза рабочих заканчивается. Многоножка побеждает в конце игры, если количество ПО многоножки больше, чем количество ПО хотя бы одного игрока.

Правила игры изложены довольно понятно, хотя по моему мнению в них слишком много не нужных определений и терминов. Можно было изложить их более простым языком. Зато в них очень много поясняющих примеров с иллюстрациями.

Впечатления от игры

Как я уже написал в начале этого обзора, в этой игре я нашел то, что искал. В ней есть исследование, когда вы производите разведку и выкладываете новые гексы муравейника расстраивая его. В ней есть развитие, разыгрывая карты эволюции вы улучшаете своих муравьев, своеобразный трек технологий. Картами целей вы определяете свою стратегию игры стремясь заработать больше очков. В ней есть сражения с соперниками, причем сражения не на кубиках, и успех в сражении в большинстве случаев можно просчитать. И все это можно разыграть за час – полтора. Я всегда хотел поиграть в Цивилизацию Сида Мейера, но меня отпугивало время игры около трех часов. У меня нет возможности три часа подряд посвятить игре. Хоть конечно Марш Муравьев не Цивилизация, но отдаленно есть что-то похожее. Некоторые игроки называют ее полноценной 4-Х стратегией. Один из блоггеров сравнивает Муравьев с настольной стратегией Eclipse, говоря, что очень много похожих механик.

Единственный момент который хочется изменить в игре, случайный выход карт. Может так сложиться, что за всю игру вам не придёт ни одной карты цели, или карты эволюции головы. Но в качестве действия реакции на действие розыгрыш карты, вы можете сбрасывать с руки карту и брать новую из колоды. Можно также играть с хоумрулом, брать карт в два раза больше чем нужно, выбрать необходимые и половину сбрасывать. Или сделать рынок карт, вскрывать верхние пять карт в начале игры, если игрок производит добычу, то можно выбрать из открытых карт или взять верхние из колоды, а вместо взятых открывать новые.

Советы по стратегии

В режиме игры друг против друга, в первом раунде нужно производить разведку и марш, занять как можно больше точек урожая, чтобы обеспечить доход по личинкам еде и картам. Т.к. без личинок и еды не получиться осваивать новые гексы, сражаться и развиваться. По возможности разыграть карту целей, лучше две и обеспечить их выполнение. Следить за целями других игроков стараться не давать им их достигать. Сражаться с другими игроками, только если это поможет лишить их возможности достижения их целей, либо поможет вам достичь ваших целей. В сражениях учтите, что максимальное значение на карте при усиление боевой мощи может быть пять. Но цифра пять встречается редко. Поэтому, если вы видите, что у игрока которого вы хотите атаковать на гексе муравьев больше, чем вы можете разместить, а на ваших картах значение усиления боевой мощи только два, то лучше не атаковать. Ведь у вашего соперника может оказаться карта со значением три или четыре и тогда вы точно проиграете и потеряете всех муравьев на этом гексе. Постарайтесь к концу последнего раунда иметь в запасе наибольшее количество карт на руке, еды и личинок в запасе, так как это даст вам целых девять очков при выполнении всех трех условий.

В кооперативном и соло режимах, помните про то, что на каждое действие игрока многоножка осуществляет ответным действием. Чем больше вы выполняете действий тем больше она выполняет действий. Поэтому старайтесь делать действия по минимуму. Как только появляется многоножка в муравейнике, нужно стараться сразу же производить марш на этот гекс и сражаться с многоножкой, чтобы не дать ей в последующие действия уползти в «Великий туннель».

Плюсы игры

1. Планшеты очень информативные с достаточно подробными информационными блоками по каждой фазе игры.
2. Несколько режимов игры: обычный, продвинутый, кооперативный и соло.
3. Логичные действия в игре. Яйца становятся личинками, личинки муравьями. Муравьев нужно кормить, если не хватает еды, то они съедают личинки или погибают.
4. Организация боевки и увеличение силы розыгрышем карт.
5. При конфликтах потери несут обе стороны, только победитель меньше, проигравший больше.
6. Стоимость игры.
7. Очень удобный органайзер, такие встречаются довольно редко.

Минусы игры

1. Некоторым игрокам не нравиться арт на картах и гексах поля.
2. Большие размеры карточек-подсказок, хотя для кого-то это и плюс.
3. Стратегия в игре может зависеть от выхода карт, но можно решить хоумрулами описанными выше.

Авторская стилистика сохранена. Автор: Сергей Барков

Товары
Код товара: R12651
3.8
13 отзывов
Не указана цена
Нет в наличии