Обзор настольной игры Покорение Марса от клиента магазина Игромастер
Обзор настольной игры Покорение Марса
Обзор настольной игры Покорение Марса
Обзоры

Обзор игры Покорение Марса

Уже довольно давно человечество грезит звездами и освоением космоса, уже давно задумывается об освоении других планет. От ученых до писателей-фантастов, от сильнейших государств до частных компаний. За последние 100 лет написано огромное количество произведений об этом, в детстве многие дети мечтали стать космонавтами. Неудивительно, что это дало почву и для множества настольных игр. И одной из самых признанных игр, занимая 4 место в мировом топе настольных игр на BoardGameGeek.com является игра «Покорение Марса».

Как следует из названия в этой игре игроки будут колонизировать Марс, подстраивая его под свои потребности. Каждый игрок берет на себя роль корпорации, которая вносит свой вклад в освоение планеты. Вы будете запускать свои исследовательские и строительные проекты, получать поддержку от правительства и набираться влияния. Корпорация, которая внесет наибольший вклад в общее дело побеждает.

Колонизация – дело не быстрое, каждый ход — это целое поколение людей, работающих над общей целью. Чтобы терраформирование Марса можно было считать успешным, нужно создать условия жизни максимально близкие к земным. Вам нужно, чтобы на планете было достаточно воды, температура была не ниже +8 градусов Цельсия, а содержание кислорода в атмосфере не ниже 14%. И общими усилиями вы сможете добиться этой цели. По ходу партии ландшафт Марса будет меняться, красная планета все больше будет походить на землю, с водоемами, зеленью и городами.

Игра имеет карточный движок. В свой ход игроки будут проводить исследования, набирая карты из колоды и реализовывать их.

Для розыгрыша карты нередко необходимо выполнение кучи условий – вам нужно потратить деньги, добытые ресурсы, планета должна быть уже на каком-то уровне пригодном для жизни. Сами карты проектов могут выступать в роли двигателя для терраформирования Марса, могут приносить ценные ресурсы, необходимые для других проектов или позволять преобразовывать одни ресурсы в другие. Некоторые проекты дают вам бонусы однократно, другие будут полезны на протяжении всей игры. И каждый игрок стремится построить свой движок, идеально отлаженный механизм, который позволит расти и преуспевать в изначальной цели всего предприятия.

Несмотря на то, что звучит все довольно просто, на деле процесс терраформирования оказывается невероятно глубоким и интересным.

В первую очередь в глаза очень сильно бросается проработка темы. Она выполнена на настолько высоком уровне, что это не может не вызывать уважение. Каждый проект — это не абстрактная карта, она связана с конкретным действием и все требования и ограничения проекта крайне сильно привязаны к теме. Это чувствуется буквально в каждой карте. Например, в фазе исследования вы выяснили, что неподалеку есть астероид. Вы можете реализовать проект, скинув его на планету и повысив ее температуру. Но это обязательно уничтожит часть растительности на планете и вам нужно быть к этому готовым.

Другой пример – вы хотите вырастить водоросли, которые будут производить кислород. Но это просто невозможно, пока температура планеты ниже 0, так как просто нет водоемов, в которых они могли бы существовать. И такими мелочами изобилует каждая карта.

Если на планете достаточно воды — постройте водяные станции и добывайте энергию, нужную для других проектов. Слишком мало воды? Притащите ледяной астероид на планету. Разработка антигравитационных технологий может сильно удешевить другие проекты, но нужно чтобы ваша корпорация имела отличную научную базу для такого проекта. А космический лифт позволит продавать добытые на Марсе ресурсы, так как с орбиты их гораздо проще забирать. Чтобы найти подобные примеры не нужно долго искать, просто возьмите случайные карты, среди них трудно найти неудачные с точки зрения темы решения.

Но самое впечатляющее в том, что с точки зрения игрового баланса игра выполнена на таком же высоком уровне. Тут нет явно плохих и хороших карт, нет перекосов в балансе в сторону конкретных стратегий. Для каждого проекта есть свое идеальное время и место. Как я говорил в начале этого обзора, эта игра занимает 4 место в мировом топе самого популярного ресурса, посвященного настольным играм. Она находится в центре внимания уже 4 года, и никто не нашел важных изъянов или сломанных механик. Игра работает как часы.

Также игра обладает потрясающей реиграбельностью. Колода проектов содержит 208 уникальных карт, а как я говорил ранее для каждого проекта важно свое время и место. Вы не сможете ждать конкретных карт и решений, вам нужно строить свою стратегию исходя из доступных исследований. Но так как все карты хороши – это и не важно, просто вам нужно правильно планировать свои действия. Также вы можете попробовать продвинутый вариант игры, когда карты проектов будут драфтиться на старте, таким образом вы сможете более тонко контролировать свое развитие.

И если этого мало, то в комплекте есть 17 карт корпораций. Каждая корпорация имеет свою специализацию и это вносит заметные коррективы в вашу игру, намечая более эффективные пути развития уже на старте. Такого набора вариативности вам хватит надолго.

Но не бывает ничего идеального, к сожалению. Поэтому и к игре «Покорение Марса» есть вопросы. На мой вкус дизайн игры исполнен несколько невзрачно, с легким намеком на ретро-футуризм. Не знаю, почему была выбрана именно такая палитра, мне бы хотелось чего-то более яркого и оригинального. Но это субъективное мнение.

Менее субъективный недостаток — это содержимое коробки. По сравнению с другими играми в том же ценовом сегменте она выглядит довольно скудно, качество материала карт не впечатляет. По сути, в коробке лежит поле, 2 пачки с картами, пара листов с жетонами, да пакет с кубиками ресурсов. Но не забывайте, что вы платите за игру, а не материалы, а сам игровой процесс однозначно стоит своих денег.

Также немного расстраивает продолжительность каждой партии и ожидание своего хода. Так как игра очень глубокая, все проекты уникальны, то нередко случается так, что кто-то из игроков очень долго решает, что же сделать в свой ход. Из-за таких пауз игра может затянуться, у нас партия на 4 игроков иногда затягивалась на 4 часа. Но со временем и опытом время хода уменьшается, игроки уже примерно знают, какие карты бывают и как их можно использовать, и пугающая цифра становится меньше, но к долгим партиям нужно быть готовым. С другой стороны, каждая партия рассказывает целую историю и время за ней, даже с учетом пауз, пролетает незаметно.

Я рекомендую Покорение Марса всем, кто любит серьезные, глубокие настольные игры. Для таких игроков эта игра обязательна к ознакомлению. Возможно, вы ее полюбите, и она будет постоянна на вашем столе, может быть вы будете изредка доставать ее. Но я очень сомневаюсь, что найдутся те, кто не оценят ее по достоинству и останутся равнодушными.

Авторская стилистика сохранена. Автор: Aimock (telegram: @aimock)